Carpe diem. Русский фотограф на рубеже веков. Москва и мир в фотографиях С.В. Челнокова 1861-1924
11 декабря 2014 (чт), 10:00 12:00

Место проведения
Москва, Ленинградский проспект, 40

11 декабря 2014 (Четверг), 10:00

Carpe diem. Русский фотограф на рубеже веков. Москва и мир в фотографиях С.В. Челнокова 1861-1924

Музей Москвы, Департамент культуры города Москвы, Фонд сохранения фотонаследия имени Челнокова, Высшая школа экономики приглашают на открытие выставки работ из фотоархива русского фотографа С.В. Челнокова.
Регистрация на событие закрыта

Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.

Другие события организатора

Открытие выставки работ из фотоархива русского фотографа С.В. Челнокова. 

Выставка впервые представляет работы из архива русского фотографа Сергея Васильевича Челнокова снимавшего в последние десятилетия ХIХ го – начале ХХ века, умершего в эмиграции в Дании, из-за чего его фотографии долгое время оставались неизвестными.  Тем не менее, значительная часть фотографий сохранились и фотоархив, доступный в настоящее время, насчитывает более 1500 снимков на стекле в технике «стереопар»,  а также более двух сотен напечатанных фотографий и около 70 цветных «автохромов» выполненных между 1908 и 1914 годами. 

Главная задача выставки – впервые представить русского фотографа до сих пор неизвестного не только широкой публики, но и специалистам, в связи с чем, возникает возможность заново взглянуть на прошлое его глазами и открыть для себя еще одного русского фотохудожника. 

Центральной темой выставки является Москва конца ХIХ го – начале ХХ века, увиденная несколько иначе — через повседневность, в которой фотограф обращает внимание на лица окружающих его людей независимо от их статуса, возраста и социального положения. Смысловым центром выставки оказывается портрет человека, который не позирует перед фотокамерой, но запечатлен фотографом в движении жизни и этот фотореализм достигает у мастера высокой выразительности,  передавая ощущение нашей причастности к прошлому. Здесь гимназист  и городской глава, французский посланник и солдат оказываются  в едином визуальном пространстве.

 Отличительной особенностью фотореализма Сергея Челнокова, Carpe diem представленного на данной выставке является его тяготение к событийности. Фотографическое «Carpe diem»  здесь не останавливает мгновение, а, наоборот, заставляет почувствовать движение жизни. Несколько зарисовок, создающих видимость репортажа, как раз и рассказывают о событиях, свидетелем которых оказался фотограф – подъем колокола на колокольню, пожар Малого театра, полет Уточкина над ипподромом, открытие памятника Гоголю, наводнение и ураган в Москве, прокладка трамвайных путей. Мы соприкасаемся с жизнью противоречивой, контрастной и  драматичной и именно это пристальное, честное вглядывание в окружающий мир делает фотографии Сергея Челнокова непосредственными и светлыми, по-своему вводящими нас в мир русской культуры.  Неслучайно,  здесь же на выставке посвященной Москве, мы находим портреты Станиславского и Кони, биолога Сырейщикова и Бахрушина. Здесь в портретах ирония соседствует с отстраненностью, а, временами, и с суровой беспристрастностью, как в портрете Гучкова или портретах крестьянских детей на сборе земляники.

Конечно, фотография оставляет многое за кадром, но как раз это недостающее, она же, и позволяет тем острее ощутить.  Несмотря на свои малые размеры, выставка позволяет соприкоснуться с тем особенным мироощущением русской культуры, которое было представлено русской интеллигенцией, и где московская культура рубежа ХIХ-XX века, московская интеллигенция занимала особое место. Ибо  здесь фотография оказывается не просто «парадной карточкой на память», но способом говорить, мыслить и свидетельствовать наряду с литературой и живописью, там, где мы соприкасаемся с жизнью. В этом смысле мир фотографий Сергея Челнокова принадлежит уже всем нам, становясь, следовательно,  тем, что называют искусством.

Фотографии из архива экспонируются впервые

При поддержке: 

Департамента культуры города Москвы, Музея Москвы, Института ILFORD PHOTO and HARMAN technology Limited, Итальянского института культуры в Москве, Высшей школы Экономики, Ассоциации выпускников Высшей школы экономики.

 

Адрес: Петровский путевой дворец (г. Москва, Ленинградский проспект, 40)

Время посещения выставки 11 декабря с 10.00 до 12.30.

Регистрация завершается за сутки до начала мероприятия.

 

С уважением от имени Организационного комитета выставки и конференции,  

Дмитрий Новиков, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Тел. +7 (963) 609-29-32.

Есть вопросы? Спросите у организатора события.

Рекомендованные события

Организуете события? Обратите внимание на TimePad!

Профессиональная билетная система, статистика продаж 24/7, выгрузка списков участников, встроенные инструменты продвижения, личный кабинет для самостоятельного управления и еще много чего интересного.

Узнать больше